Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные
государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными
возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по
тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом
и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование -
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их
обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым
социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности,
установленным в обществе нормам поведения и общения.
Эти особые образовательные
потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых
материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными
потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах
общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского
образования.
Образовательная политика России
ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в
образовании.
Инклюзивное образование - это такая
организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их
физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и
иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту
жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же
общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные
потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для
получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в
настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития
таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МБОУ «Юнкюрская СОШ им.В.И.Сергеева» специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте школы создан специальный раздел «Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих).
Специально оборудованные учебные кабинеты
Учебные
кабинеты МБОУ «Юнкюрская СОШ им.В.И.Сергеева» оборудованы в соответствии с
требованиями СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
В
МБОУ «Юнкюрская СОШ им.В.И.Сергеева» нет в наличии специальных оборудованных
учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для
занятий с детьми ограничения здоровья, которых позволяют заниматься в
стандартно оборудованном учебном кабинете:
1. Кабинет
проектной деятельности Центра образования гуманитарного и цифрового профилей
«Точка роста»
Обеспечивает следующие направления
деятельности: «Технология», «Информатика», «Основы безопасности
жизнедеятельности».
Оборудование: интерактивная доска с
короткофокусным проектором; веб-камера, 3D-принтер с пластиком для 3D-принтера;
тренажер-манекен для отработки сердечно-легочной реанимации, тренажер-манекен
для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей,
набор имитаторов травм и поражений; смартфон, микрофон и фотоаппарат,
квадракоптеры 1 и 2 типов; МФУ, ноутбуки; шлем виртуальной реальности; наборы
многофункционального инструмента.
2. Кабинет
математики (2 кабинета)
Оборудование: оба кабинета имеют
автоматизированное рабочее место учителя (интерактивная доска, ноутбук,
документ-камера, наглядные пособия, мультимедийные и интерактивные пособия.
3. Кабинет
физики с лаборантской
Оборудование: автоматизированное рабочее
место учителя (ноутбук, интерактивная доска, стол лабораторный, наглядные
пособия, оборудование для лабораторных работ и демонстраций, мультимедийные и
интерактивные пособия.
4. Кабинет
химии с лаборантской
Оборудование: автоматизированное рабочее
место учителя (ноутбук, интерактивная доска, проектор, шкаф вытяжной с раковиной, стол лабораторный
с раковиной, наглядные пособия, оборудование для лабораторных работ и
демонстраций, цифровые лаборатории, мультимедийные и интерактивные пособия.
5. Кабинет
биологии
Оборудование: автоматизированное рабочее
место учителя (ноутбук, интерактивная доска с короткофокусным проектором и
колонками), стол лабораторный, наглядные пособия, оборудование для лабораторных
работ и демонстраций, цифровая лаборатория, мультимедийные и интерактивные
пособия.
6. Кабинет
музыки
Оборудование: автоматизированное рабочее
место учителя (ноутбук, колонками), цифровое пианино, музыкальные инструменты,
наглядные пособия, мультимедийные и интерактивные пособия.
7. Кабинеты
начальной школы (4 кабинета)
Оборудование: все кабинеты имеют
автоматизированное рабочее место учителя (ноутбук, интерактивная доска с короткофокусным
проектором и колонками), маркерные доски, наглядные пособия, мультимедийные и
интерактивные пособия, принтер, документ-камеру, веб-камеры, проекторы,
графические планшеты.
8. Кабинет
информатики с лаборантской
Оборудование: кабинет имеет автоматизированное
рабочее место учителя (ноутбук, интерактивная доска с короткофокусным
проектором и колонками), мобильный интерактивный компьютерный класс (2
комплекта), 25 персональных компьютеров (рабочие места учителя и учащихся),
МФУ, документ-камера, оверх-проектор, веб-камера, графический планшет,
наглядные пособия, программное обеспечение, мультимедийные и интерактивные
пособия.
9. Кабинет
домоводства
Машина стиральная-автомат, электрическая
плита с духовым шкафом, холодильник, швейная машинка – 4 шт., оверлок – 1 шт.,
микроволновая печь, утюг, пароочиститель, гладильная доска, маникен,
электровафельница, миксер, весы бытовые, муфельная печь, электрочайник,
столовые и чайные сервизы, набор кастрюль, сковородок, столовые приборы,
демонстрационная стойка, наборы для вязания и вышивания – 18 шт, видеокамера.
10. Мастерская
Столы слесарные – 8 шт., стол для работы
по металлу, электродрель, токарный станок, круглопильный станок, точильный
станок. Инструменты для работы с деревом, металлом.
11. Спортивный
зал
Перечень основного оборудования:
Шведская стенка – 1 шт., волейбольная
сетка – 1 шт, баскетбольные кольца – 4 шт., маты – 13 шт., гимнастические
скамейки – 14 шт., канат – 1 шт, кольца гимнастические – 1 шт., мячи – 21 шт.,
скакалки – 16 шт., конь гимнастический – 1 шт., брусья – 1 шт., турник – 1 шт.,
гимнастический обруч – 5 шт, оборудование для лыжной подготовки.
12. Лингафонный
кабинет
Наушники – 9 шт., лингафонная аппаратура – 1 шт.,
ноутбук, мультимедийные и интерактивные пособия.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практических занятий
в МБОУ
«Юнкюрская СОШ им.В.И.Сергеева» функционируют кабинеты, спортивный зал,
мастерская, кабинет домоводства, кабинет проектной деятельности, в которых
ведущая роль отводится практическим работам, тренировочным занятиям.
Объекты для проведения
практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Юнкюрская СОШ
им.В.И.Сергеева»отсутствуют.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека, не приспособлена для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта,
приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровьяотсутствуют
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания - это
объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы,
используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации
и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных
целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет
средства обучения и воспитания на следующие виды:
·Печатные (учебники и учебные
пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный
материал);
·Электронные образовательные
ресурсы;
·Наглядные плоскостные
(плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски) ;
·Демонстрационные (гербарии,
муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
·Учебные приборы (компас,
барометр, колбы и т.д.);
· Тренажеры и спортивное
оборудование.
Школа располагается в одном корпусе 2-х этажного
здания, рассчитанного на 165 мест. Работают столовая на 60 мест, в
которой организовано 2-х разовое горячее питание обучающихся 1-4 классов, обучающихся
5-11 классов из малообеспеченных семей. а также:
·
актовый зал;
·
медицинский
кабинет;
·
школьная
библиотека;
·
кабинеты
логопеда,
·
кабинет
социально-психологической службы;
·
2 рекреации
на 1 и 2 этажах;
·
школьный
краеведческий музей.
На уровне обучения отдельным предметам выделяются
следующие группы средств обучения:
·словесные (учебники, и
учебные пособия, раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений,
тестов, схем);
·визуальные средства
(микроскоп, диаскоп, модели, макеты, карты, рисунки и т.п.);
·средства автоматизации
процесса обучения (компьютеры, локальные телекоммуникационные сети);
·учебно-методические материалы,
помещенные на сайте школы в сети Интернет;
·технические средства обучения
В школе отсутствуют
условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
опорно-двигательного аппарата, т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены
пандусы, лифты и т.п. средства.Школа располагает лишь гусеничным подъемником SHERPA № 902
который поможет в преодоление препятствий ребенку,
подростку, взрослому в инвалидной коляске.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Специальные условия питания
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В кабинете информатики 15 компьютеров. Локальной сетью охвачены все 15 компьютеров. Школа подключена к сети Интернет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения
коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и
детей с ОВЗ:
- мультимедийные комплексы (проектор и экран),
- интерактивные доски,
- ноутбуки ученические,
- телевизоры,
- документ-камера, веб-камеры,
- МФУ,
- наушники с микрофоном.